Электронное портфолио учителя-логопеда МАДОУ д/с г. Владимира №12 Еремеевой Аллы Сергеевны
Артикуляционная гимнастикаДля того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед! Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок. Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах. Еще раз хочется напомнить, что только логопед может подобрать правильный комплекс артикуляционных упражнений в соответствии с дефектом речи и показать, как правильно выполнять упражнения. Именно поэтому в данном разделе мы приводим лишь игры для развития речевого дыхания. Если вы хотите подробно узнать о речевой гимнастике, рекомендуем вам обратиться к соответствующей литературе, представленной в разделе "Книга". Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания: воздух набирать через нос плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для развития речевого дыхания: Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. Ветряная мельница Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. Снегопад Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. Листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали. Бабочка Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Кораблик Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. Одуванчик Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). Шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). развитие слухового внимания Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развит фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Упражнения на развитие слухового внимания: Отгадай, что звучит Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, а какой - погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. Солнце или дождик Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками "гулять" или "прятаться". Разговор шепотом Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. Посмотрим, кто говорит Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них "как говорит". Затем изобразите "голос" одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так "говорит". Слышим звон и знаем, где он Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Упражнения на развитие фонематического слуха: Подскажи словечко Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: "Спать пора, уснул бычок…", "Уронили мишку на пол…", "Наша Таня громко плачет"). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова. Маленький учитель Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка "объяснить" игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Игры со звуковыми символами: Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук "а" - большой полый круг; звук "у" - маленький полый круг; звук "о" - полый овал; звук "и" - узкий красный прямоугольник). Смотреть образец Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: "а", "у", "о", "и". Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий. Ход занятия: покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет "ааа", паровоз гудит "ууу", девочка охает "ооо", лошадка кричит "иии") произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ ("Когда мы произносим звук "а" - рот широко открыт; когда произносим "у" - губы вытянуты в трубочку; при произнесении "о" - губы выглядят как овал; при произнесении "и" - губы вытянуты в улыбку") После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходит к заданиям: Поймай звук Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук. Внимательный малыш Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Дирижер. Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. Архитектор Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости. Хорист Пропеваем заданный звук с разными интонациями. Сломанный телевизор Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. Звуковые песенки Предложите ребенку составить звуковые песенки типа "ау" (дети кричат в лесу), "уа" (плачет ребенок), "иа" (кричит ослик), "оо" (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему. Кто первый Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного "а", "о", "у" или "и". Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, "У-у-у-утка"). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ. Если вы хотите более подробно узнать об играх со звуковыми символами, рекомендуем вам обратиться к соответствующей литературе, представленной в разделе "Книга".
Словарный запас и словообразование
Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает. Aактивный словарь - это слова, которые ребенок говорит. Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже. В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данном разделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры. Общие рекомендации по проведению тематических занятий: каждую тему нужно прорабатывать не менее недели занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев) способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет подберите ребенку стихотворения по каждой теме (большая коллекция стихов представлена на сайте "Стихи и песни для детей") Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и используются только при проработке какой-то определенной темы. Типы игр, которые используются при проработке лексических тем: Что бывает в это время года Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, "Идет дождь", "Осенний лес", "Цветущий луг" и так далее). Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто "дождь" или "снег", а "идет дождь" и "падает снег"). Один - много Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. Чудесный мешочек Цель: закрепить названия предметов и их свойства. Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме. Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет. 1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах. 2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя. Назови ласково Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах. Ход: показать ребенку "большую" картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, "Это большое яблоко.") и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, "Как ласково назвать маленькое яблоко?"). Загадки Зайца Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме. Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем "зайчик описывает" свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. Что пропустили Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. Оборудование: игрушка "Заяц", предметы по теме. Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой. Разрезные картинки Цель: научить составлять целое из двух или трех частей. Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части. Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки). Что убрали Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. Оборудование: предметы по теме. Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет. Чего не хватает Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета. Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава). Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее. Какой предмет лишний Цель: расширить словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года. Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года. Игры на развитие правильного употребления предлогов Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги. Оборудование: предметы по теме. Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа "что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…". Собери фигуру Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой. Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме. Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.
Лексические темы: Осень Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева. Игры: "Что бывает осенью" "Один - много" "Какой предмет лишний" Весна Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики. Игры: "Что бывает весной," "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Разрезные картинки" (кораблик). Зима Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой, и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают. Игры: "Что бывает зимой," "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Собери фигуру" (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков). Праздник Новогодней Ёлки Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек. Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Что на елке, что под елкой": игра на обучение правильному употреблению предлогов "на" и "под". "Собери фигуру" (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников). Лето Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт. Игры: "Что бывает летом" "Один - много" "Какой предмет лишний" "Назови ласково" "Игры с водой": покажите ребенку на примерах различие между глаголами "наливать", "выливать", "переливать", "доливать", "лить". Овощи Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства. Игры: "Чудесный мешочек" (оба варианта) "Один - много" "Назови ласково" "Загадки зайца" "Что пропустили" "Поваренок": попросите ребенка "приготовить" вам салат из овощей (ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это "угощение" / брать, мыть, чистить, резать, варить /). Фрукты Тема прорабатывается аналогично теме "Овощи". Игрушки Игры: "Загадки Зайца" "Один - много" "Что убрали" "Назови ласково" "Чудесный мешочек" (2 вариант) "Разрезные картинки" (матрешка) "Чего не хватает" (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса). Одежда Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Чего не хватает" (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины) "Кто во что одет": ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать ee ("У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки."); взрослый может помогать ему наводящими вопросами. "Уложим куклу спать": ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка ("Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула, потом снять майку…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Что нужно снять сначала, что потом?". "Кукла проснулась": игра, противоположная предыдущей. "Нарядим куклу": приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка ("Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы…"); затем ребенку нужно задать вопросы типа "Где у платья рукава, а где карманы…?"). Чайная посуда Игры: "Что убрали" "Один - много" "Разрезные картинки" (чашка, блюдце) "К кукле пришли гости": взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и что надо накрыть на стол; а ребенок выполняет поручения взрослого ("Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…"); затем взрослый задает ребенку вопросы типа "Какого цвета блюдце, какого цвета чашка, что можно пить из чашки…?". "Ложка и стакан": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "за", "из" (взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах: "Я положил ложку в стакан, я вынул ложку из стакана, я положил ложку за стакан…"). Дом Игры: "Назови ласково" "Один - много" "Мой дом": на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома (окно, стена, крыша, дверь, труба); определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа "Через какую часть дома люди заходят и выходят…?". "Кошкин дом": игра на обучение правильному употреблению предлогов "в", "на", "из", "под" (приготовьте игрушечный дом и кошку или их "картонные заменители"; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости). "Разноцветная улица": приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и "постройте" вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов. "Строитель": постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия ("Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…"); задавайте ребенку вопросы типа "Что мы поставили сейчас, какого цвета кубик…?"; можно усложнить игру, построив целый город). Мебель Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена. Игры: "Один - много" "Назови ласково" "Спрячь мячик": игра на обучение правильному употреблению предлогов "около", "на", "за", "под" (ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул…"). "Мастер": ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка ("Сейчас мы сделаем стул для куклы, мы будем строить стул из кирпичика и кубика.… Какого цвета кубик?"). Человек Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают (например: "Это глаза; они нужны для того, чтобы смотреть; глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться… "). Игры: "Один - много" (части тела) "Назови ласково" "Доктор": (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова \ нога \ рука; "врач" должен осмотреть больного и полечить его; затем "пациент" и "доктор" меняются ролями. "Два и две": игра на обучение правильному употреблению числительных "два" и "две" (объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов). Домашние животные Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу (например: "Какого цвета шерсть у этой собачки, покажи ее хвостик, где собачка живет?"). Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (конура: квадрат, треугольник и кружок) "Помоги маме найти своих детенышей": ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей; ("Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их."); ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки). "Назови ласково" "Кто где спрятался": игра на обучение правильному употреблению предлогов (взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка?" (под стол) "Правильно, собачка под столом"). "Кто как кричит": взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч. "Кто чем питается": показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать. Дикие животные Темы прорабатываются аналогично теме "Домашние животные". Насекомые Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики. Игры: "Один - много" "Разрезные картинки" "Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали"). Птицы Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв. Игры: "Один - много" "Собери фигуру" (голубятня: квадрат и треугольник) "Кто улетел" (игра по принципу "Что убрали"). Транспорт Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины. Игры: "Один - много" "Чудесный мешочек" (1 вариант) "Где сейчас машина": игра на тренировку предлогов ("Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…"). "Собери фигуру" (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат). Игры для отработки слов со сложной слоговой структурой: Прошагай слово Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр - самолет).Затем ребенок прошагивает придуманные им слова. Поднимись по лесенке Игра проводится по типу соревнования "Кто поднимется выше?". Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым. Посадим деревья Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для "посадки" деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями. Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива. Магазин "Овощи-фрукты" Вам понадобятся "деньги" (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д. Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка. Фрукты и ягоды: Лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника. Зоопарк Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д. Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.
Это важно помнить! В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два "золотых нельзя": Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и "сюсюкать".Нужно: Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной. Нельзя обозначать окружающие предметы звукопроизношениями. Например: ребенка спрашивают: "Кто это?"- показывая на собаку, а он отвечает "гав - гав". Нужно: Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете и только потом объясните "как звучит" или "как говорит" Существуют несколько простых правил, следуя которым вы заложите основы грамотной речи своего малыша: Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь. Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты. Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны "комментарии" к этой вороне. Примерно вот так: "Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать." Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. 19 мая 2014 в 15:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.