Электронное портфолио учителя-логопеда МАДОУ д/с г. Владимира №12 Еремеевой Аллы Сергеевны
Как правильно организовать занятия домаДля того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении. Рекомендации по проведению занятий: все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься. длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут (начинать надо с 3 - 5 минут) занятия должны проводиться 2- 3 раза в день, лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна. Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует. отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать. Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом. не употребляйте слово "неправильно", поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ. сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года. Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. И не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение, и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. Удачи вам и терпения. Развитие мелкой моторики
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев. Самые простые упражнения: Рекомендуется выполнять каждый день не менее 3 минут - поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью - сгибание-разгибание пальцев Пассивная гимнастика (массаж): Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы вы можете освоить сами. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа - 5 минут, проводится несколько раз в день. Массаж состоит из трех типов движений: поглаживание: совершается в разных направлениях растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее) вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер) массаж с использованием специального массажного "шипастого" мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: массажный мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным) Активная гимнастика:
Игры для детей от 2-х месяцев: Вот какие разные: Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение не только развивает моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен "комментировать" предмет: "Этот шарик гладкий", "Этот ёжик колючий" и так далее.
Игры для детей от 9-ти месяцев: Сборные матрешки: Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру (после двух лет это должна быть уже тройная матрешка). Пирамидки: Для начала нужно использовать классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине (это поможет развить логическое мышление ребенка). Обведи по контуру: Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов (например: домик, дерево, машинка и так далее) и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру. Чашки-ложки: Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи. Лепка из пластилина: Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания (шарик, морковка, змейка). Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете. Игры для детей от одного года: Сильные ладошки: Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер). Мозаика: Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). Конструктор: Величина деталей и "сложность конструкции" зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки). Бусины: Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно "измельчать". увеличить изображение
Шнуровки: Так как шнуровки бывают разнообразные по "содержанию", имеет смысл обыграть процесс "шнурования": например, попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок). Волшебный поднос: На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы. Разноцветные прищепки: Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Увеличить изображение Золушка: Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. Забавные картинки: По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. Счетные палочки: Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков). Маленький скульптор: Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что "скульптуры" впоследствии можно использовать в качестве игрушек. Застегни пуговку: Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: "Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую". Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка. Увеличить изображение Трафареты: Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать трафареты из куска линолеума. Увеличить изображение
Упражнения без речевого сопровождения: Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев "изображать" какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как "сверху", "снизу", "правый", "левый" и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений: Зайчик: указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак Человечек: бегаем указательным и средним пальцами по столу Ёжик: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить Кошка соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх Коза рогатая: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем Бабочка:руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка летит" Очки: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.
Стихи и потешки для развития мелкой моторики: Суть упражнения заключается в том, чтобы сопровождать стихотворения движениями пальцев. Сорока Сорока, сорока, сорока-белобока Кашку варила, детишек кормила. (Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала. (по очереди загибают пальцы, начиная с большого) Этому не дала: ты воды не носил, Дров не рубил, каши не варил - Ничего тебе нет! (мизинец не загибается) Ладушки - Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашку поели, бражку попили. (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) Шу-у-у…полетели! На головку сели, петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову) Варежка Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) "Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал". (Все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла: "Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок) Братцы Идут четыре брата навстречу старшему. - Здравствуй, большак - говорят. - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка, Мишка-середка, да Крошка Тимошка. (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди) Замок На двери висит замок. (Соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы) 19 мая 2014 в 15:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.